Тишина в аудитории, заинтересованные лица, спокойный и размеренный голос лектора… Куда я попала? Может, в сказку? Нет, все гораздо проще, это лекция "Организация ЭВМ и систем" для студентов факультета информационных технологий, которую ведет очень интересный и несколько загадочный преподаватель Юрий Георгиевич Древс. Но как ему удается так увлечь студентов? Может быть, потому, что он сам был когда-то студентом? А, может быть, большой опыт? Чтобы ответить на эти вопросы, я решила побеседовать с Юрием Георгиевичем. И вот, что я узнала.
Юрий Георгиевич Древс, доктор технических наук, профессор, был преподавателем на кафедре управляющих интеллектуальных систем Московского инженерно-физического института (государственного университета), а теперь преподает у нас на кафедре ИВТ. В 1956 г. Ю.Г. Древс поступил в МИФИ, а с 1962 г. прошел весь должностной путь: от инженера до профессора. Юрий Георгиевич участвовал во многих советских проектах по разработке и созданию вычислительной техники, на его счету множество научных работ и изданий.
- Юрий Георгиевич, знаете ли Вы насколько сильно отличается интеллектуальный уровень студентов по России?
- Да, я знаком со многими вузами, поскольку являюсь членом Научно-методического совета Минобразования России и часто бываю в различных вузах. В общем, везде по России особых отличий нет. Есть одна закономерность среди студентов: 30 % студентов просто случайно попали в университет, 30 % - вроде неслучайно попали, они что-то делают, выполняют задания, в общем, учатся; и еще есть треть студентов, с которыми уже можно работать, они заинтересованы в науке и своей специальности. А если говорить о студенческой жизни, то она везде есть. И в Москве, и здесь студенты занимаются самодеятельностью; мне, например, очень понравился День факультета информационных технологий в прошлом году. Я и сам всегда принимал участие в самодеятельности, начиная со студенческих лет.
- Чем, по Вашему мнению, отличаются студенты тех времен от теперешних? И само вузовское образование?
- Тогда были очень жесткие требования: после первого курса 30 % уходили, и это были те, кто учились, но, видимо, не могли, я уж не говорю о тех, кто не хотел учиться совсем. А оставшиеся учились, и очень серьезно, не было никаких поблажек! Образование было более самостоятельно, студенту предоставлялось больше возможностей для мыслительной деятельности. А сейчас студентам разжевывается все до предела. У нас, когда мы приходили в лабораторию, в указании к работе была написана только постановка задачи(!), а теперь написано даже какую кнопку нажать. А сдать работу было еще сложнее, вопросы такие задавали, что я даже некоторые до сих пор помню.
- Как Вы думаете, чего не достает нашему университету в целом?
- В целом достаточно сложно сказать. А вообще, многим университетам сейчас очень не хватает самостоятельности в обучении. Есть два типа обучения: рефлексивный и исследовательский. Рефлексивный - это решение уже решенных кем-то задач, а исследовательский - это более творческий подход к новым, неизвестным задачам. Необходимо, чтобы обучение носило исследовательский, творческий характер, студенты должны самостоятельно мыслить и самостоятельно искать решения поставленной проблемы!
- Юрий Георгиевич, как долго Вы еще планируете сотрудничать с СурГУ?
- Как хватит здоровья, и как будут "держать"!
Но мы надеемся, что "держать" будут еще долго и наши студенты смогут еще долго получать новые знания и опыт, наслаждаясь прекрасными лекциями и увлекательной работой с Юрием Георгиевичем Древсом. Интервью провела
Ада Фингер
Сайт управляется системой uCoz