Данную заметку хроникой можно назвать только условно, поскольку действительного «хронометража» никто не вел. Тем не менее она позволяет судить о развитии идеи свободного мышления и высказывания, которая предполагалась нужной и полезной. Итак, многие сегодня не знают или уже не помнят, что на 3-м этаже, в холле напротив лифта висела доска под названием «Либертариум». На ней можно было повесить объявление, представить в письменной форме свое мнение, около доски можно было пообщаться. Доска эта мыслилась как своеобразная «диалоговая зона» университета, каковой не являлись и не являются до сих пор СМИ университета. Диалог возможен в зоне интересов, которые должны быть определены. Точки зрения оппонентов, их позиции должны быть осознаны. Для этого, а также для формирования студенческого мнения и создания предпосылок для студенческого объединения, и был создан «Либертариум». Единственным требованием было вести все диалоги в рамках законов.
Пришлось преодолеть немало скепсиса по поводу «студенческого мышления», а также доказывать важность такой свободной от цензуры «диалоговой зоны». Чем все кончилось? «Либертариум» стал понемногу работать. Появились студенты, которые поддержали его. Были разные материалы: и интересное, и не очень, и так себе. Вывешивались монтажи, иногда чьи-то новеллы или стихи. Мне запомнилась некая «Кошка», в ее строчках чувствовалась настоящая поэзия!
К доске регулярно подходили деканы, проректоры, чтобы познакомиться с образом мышления молодежи, читали, хмурились, негодовали, ужасались. Видимо, недоумевали, как их студенты могут писать такие резкие слова, ведь им студенты такое не говорят. Есть чему удивиться.
Этим дело и закончилось. Последние полгода «Либертариум» просто был в коме. Студенческий совет к нему не обращался, видимо, ни к чему. Поэты и художники к нему охладели. Простым студентам, наверное, решать и обсуждать было нечего. Так все и умерло. В конце 2002 года «Либертариум» тихо сняли и заменили на «Научную работу». Но опыт «Либертариума», пусть даже и небольшой, показал, что:
- между миром преподавателей и миром студентов существуют серьезные мировоззренческие разногласия, где возможно «системное» непонимание. «Либертариум» мог бы помочь в налаживании понимания (в начале просто мог бы служить познавательным целям). Но преподаватели отнеслись к этой идее очень настороженно, многие даже откровенно негативно, по-видимому, им неинтересно знать, каковы на самом деле те сотни студентов рядом с ними. А студенты в понимании, видимо, тоже не заинтересованы, шаги к пониманию делать они не намерены. Это должен сделать кто-то другой;
- студенты пассивны в определении своих целей. Многим просто ничего не надо. Может, их жизнь уже состоялась, работа и зарплата обеспечены, все есть, все устраивает. Надеюсь, не все такие. А остальные что-нибудь сказали или сделали? К чему доброму призвали своих друзей, на что подвигли коллектив? Ни на что;
- никакие «Либертариумы» сверху не в состоянии помочь людям, которые до этого просто «не допирают» снизу.
В. Краев
Сайт управляется системой uCoz