В основе этой статьи лежат мысли, посещавшие меня неоднократно, но решение изложить их на бумаге пришло после прочтения публикации Ирины Бакулиной «Хроника экзаменационных баталий» в «Скрижали» за 21 февраля 2003 года. Речь идет даже не о всей статье, а только об одном абзаце, где описывается искреннее недоумение студентов младших курсов по поводу того, что им приходится изучать историю, и удручающая картина их успеваемости по этому предмету. И хотя автором упоминались лишь биологи и экономисты, то же самое наблюдается, увы, и у нас – на факультете информационных технологий.
Достаточно вспомнить статью двухлетней давности одного студента в прекратившей уже свое существование, а тогда бывшей на пике популярности газете «172 News». В ней «пострадавший» бурно возмущался большим количеством двоек, которые поставил преподаватель в группе в зимнюю сессию и которые теперь в ущерб отдыху и развлечениям придется пересдавать. В чем же была (и, как видим, остается) причина возмущения? Может быть, автор полагал, что доцент кафедры истории с излишней строгостью отнесся к оценке знаний первокурсников и на самом деле «провалившиеся» студенты знают предмет удовлетворительно? Отнюдь. Студент прекрасно понимал, что экзаменатор прав.
Недовольство вызвало совсем другое: а зачем нам, будущим программистам, вообще изучать историю? Да как он смеет портить нам жизнь своим «непрофильным» предметом? К чему нам знать, как «Петр создавал флот»? Что ж, собранные воедино факты свидетельствуют о том, что проблема серьезна и о ней нужно говорить вслух, просвещать, убеждать, доказывать. Иначе последствия могут оказаться самыми тягостными. А, собственно, это уже и начало происходить.
Вполне простительно кому-то что-то не знать, тем более если живешь в эпоху информационного взрыва. Если «среднестатистический» человек не знаком с высшей математикой, то, понятно, его никто не посмеет в этом упрекнуть. Если не знает английского языка – то и в этом случае никто не вправе бросить в него камень. Но если он не знает истории своей Родины, своего народа, то такого человека – будь он академиком или дворником – уже никак нельзя понять и оправдать. Юношу с очень приличным аттестатом, утверждающего, что на Бородинском поле русской армией командовал Суворов (слышал это лично), равно как многих ему подобных, можно сравнить с хоккейным вратарем, в пылу игры потерявшим за спиной ворота, которые обязан защищать. И не зря в замечательном фильме про школу «Доживем до понедельника» главный герой, которого играл Вячеслав Тихонов, является именно учителем истории. Тот, кто видел этот фильм, согласится, что сделай его сценарист математиком – фильм был бы уже совсем другим и о другом.
Мне кажется, что жить в стране, быть ее гражданином и не соприкасаться с ее историей невозможно. И если вы отвергаете одних учителей – быстро найдутся другие. Они не будут ставить двоек, не будут заставлять что-то учить, они сделают изучение истории легким и приятным. Но не дай вам Бог чему-то у них научиться.
Год назад я купил бутылку широко рекламируемого пива «Бочкарев». И вот что прочел на оборотной стороне: «В 1382 году войско хана Тохтамыша осадило Москву, но взять не смогло. Тогда хан пообещал жителям бесплатно несколько бочек пива. Защитники города открыли ворота, татаро-монголы ворвались в Москву и сожгли ее, а жителей перебили или увели в рабство. Отсюда вывод: пива должно быть много».
Только ли ради этого вывода авторы этой «истории» в столь анекдотичной форме упомянули одно из самых трагических событий истории России? Нет, не только. По их мысли, всякий разумный человек должен сделать еще один вывод: русские – глупый и недалекий народ, если способны за бочку пива сдать врагу столицу своего государства, такой народ не стоит уважать. Вот какую историю навязывают нам с пивных бутылок, вот как они хотят, чтобы мы о себе думали. И пусть не вводит в заблуждение русское название продукта – данную марку пива выпускает петербургская компания с исландским капиталом Bravo International. Так же как «Невское» – это Дания, «Старый мельник» – Турция, «Толстяк» – Бельгия, «Золотая бочка» – Южная Африка. (Данные взяты с официального сервера администрации г. Сургута: http://www.admsurgut.ru/fed_s/uvd/milsob/pivo.htm). Что ж, кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Убивают сразу трех зайцев: спаивают, получают прибыль и учат истории.
У студентов Сургутского государственного университета есть прекрасная возможность выработать стойкий иммунитет к проповедям «пивных» учителей. На историческом факультете вуза работают прекрасные специалисты. И главное даже не в их степенях и званиях. Главное в том, что все они являются патриотами своей страны, своего края, имеют исключительно высокий авторитет в российском научном мире. Не буду перечислять фамилии, чтобы никого не обидеть, они и так хорошо известны всем, кто работает или учится в СурГУ. Они хотят и могут помочь вам изучить историю своей Родины по-настоящему. Было бы неразумно не воспользоваться этим, пока вы молоды, и у вас есть время учиться.
Университет предоставляет и другие возможности, было бы желание. В отделе художественной литературы библиотеки есть богатый выбор исторической прозы. Недавно я с удовольствием перечитал исторический роман В.Я. Шишкова «Емельян Пугачев». Поистине, это настоящая энциклопедия жизни всех слоев российского общества середины восемнадцатого века. Ее художественный уровень, языковый колорит, психологизм изумительны. Но с огорчением обнаружил, что карточка книги, изданной в 1993 году, чиста и моя фамилия будет первой. Обратил на это внимание библиотекаря. «Да, – подтвердила она, – отечественная историческая проза спросом у нас не пользуется». От себя могу добавить – напрасно.
Было бы интересно узнать, что думают по вопросу, нужна ли и насколько студентам история, историки-профессионалы. Думаю, они смогут сказать больше и убедительнее меня и, надеюсь, тоже выступят на страницах «Скрижали». Тема заслуживает того.
И.И. Труб
Сайт управляется системой uCoz