С 14 июля по 4 августа 2002 года в г. Дубна (Московская обл.) состоялся 14-й летний семинар Межрегиональной компьютерной школы (МКШ). Наш университет принял в нем непосредственное участие.
Лето – это прекрасная пора для встреч со старыми друзьями и знакомств с новыми, это пора морских приключений и туристических походов, а с ними и незабываемых впечатлений. А для студентов факультета психологии (ФП) лето к тому же еще и время профессионального триумфа.
Психология сегодня очень активно заявляет себя в образовании. И это неслучайно. Кризис образования налицо. К примеру, известно, что с каждым годом уровень знаний абитуриентов все ниже и ниже. Причем, это проблема не только нашего города.
И получается, чтобы абитуриенты были умными, необходимо заранее об этом позаботиться, а именно – вводить в школе профилирующие классы на базе того или иного университета, помогающие будущим студентам решить для себя проблему профессионального самоопределения, а значит, и самореализации в будущей работе. Но как?
В свою очередь, ФП активно содействует развитию в школах проектной формы обучения. Что это такое?
Задача любого проекта – дать полное представление об изучаемом предмете или явлении, научить ребенка исследовать, познавать и просто интересоваться окружающим миром, думать, рассуждать, задавать вопросы. Участие в проекте формирует внутреннюю свободу в обучении, а после – свободу действий и отношений в жизни. Главный здесь ученик, учитель лишь сторонний наблюдатель, направляющий и предлагающий нерешенные проблемы. Это в общем. Конечно, чтобы по-настоящему понять силу проектной формы обучения в ней надо участвовать самому как в роли ученика, так и в роли учителя.
Так вот в Дубне уже на протяжении многих лет в летний период проходит летний семинар МКШ, или Летний университет (ЛУ) – экспериментальная база для новых или не совсем новых учебных проектов. В ЛУ приезжают дети из разных городов России и не только (Сергиева Посада, Снежинска, Санкт-Петербурга, Сургута, Москвы, Парижа и др.). Приезжают с огромным желанием учиться.
Преподавательский же состав школы представлен студентами ведущих московских вузов, СурГУ и университета «Дубна», также учителей дубненской гимназии № 8.
В этом году студенты ФП СурГУ представили следующие проекты: «Школа» (рук. К. Ширкова), «Ритм» (рук. В. Серова, С. Шлома), «Стихосложение» (рук. И. Марченко), «Дневник» (рук. А. Дмитриева), «Личность» (рук. А. Толкачев), «Журналистика» (рук. О. Загребина, Л. Заричнюк). Вместе с преподавателями сургутскую делегацию представляли и ее главные участники – школьники, которых в этот раз было 17.
Помимо проектов наши студенты вели еще и курс «Психология общения» – экспериментальное новшество в жизни МКШ. Его задача состояла в том, чтобы помочь детям первоначально максимально познакомиться между собой и наладить дружеские отношения с представителями других делегаций. В целом, курс был ориентирован на общение посредством обсуждения мировоззренческих вопросов, этикета, особенностей отношений мужчины и женщины, «отцов и детей», учителя и ученика/студента, продавца и покупателя и др. В итоге дети должны были «научиться общаться».
Заключительным аккордом работы ЛУ была отчетная конференция, на которой участники каждого из проектов докладывали о своих достижениях или неудачах. Затем они получили дипломы. Новоиспеченным преподавателям было очень приятно и лестно, когда кто-нибудь из их проекта или группы «Психологии общения» говорил следующее: «Спасибо вам большое за то, что вы провели у нас очень интересный проект. Вы очень хороший преподаватель и мне бы хотелось учиться у вас и в МКШ-2003».
Иными словами, профессиональная дружба психологии и образования дает добрые результаты. Дети, на самом деле, хотят учиться и хотят быть умными, только для этого необходимы, видимо, другие условия, как показывает опыт МКШ. Это ни в коем случае не назидательно-поучительная позиция учителя, а, скорее, добрая, умная беседа. Ведь знание легко дается тому, кто хочет его получить.